Очень удивился высказыванию Джона Стейнбека , во время его поездки по Грузии: «Грузины - древний семитский народ, предки которых жили в долине Евфрата.» Дж.Стейнбек. Газета "Молодёжь Грузии"! И ведь вполне вероятно! Не задумывался ранее об этом, и наткнулся на различные источники. 1. Хевсуры — субэтнос грузин, численностью около 60 тысяч человек и населяющих Хевсуретию — исторический регион на северо-востоке Грузии. Исследователь С. Баратов упоминал бытующую в Грузии молву о том, что хевсуры — бывшие евреи. Сохранилась легенда о некоем еврее, приближенном царя, ставшем впоследствии родоначальником хевсур. В хевсурском языке имеется много слов семитского происхождения; причём, как утверждается, хевсуры не едят свинину и соблюдают субботу. Собственно по-грузински «Хевсуриеэти» означает — «Ущелье, где живут „урии“», то есть евреи. По поводу поселения в Хевсуретии евреев рассказывают две легенды. Согласно первой версии, грузинский царь Георгий Лаша пошёл на Иерусалим с крестоносцами, но потерпев поражение, он спасаясь из Иерусалима, по легенде, захватил с собой всё население города. В этой толпе были и крестоносцы, и евреи. Георгий поселил их всех в тех горах, где и возникла Хевсуретия и где переселенцы соединились с местными жителями. Согласно другой версии, ещё ранее владения в Хевсуретии имел некий «министр» царицы Тамары, еврей по происхождению. В числе народов, переселившихся после в Хевсурию, считают еще и кистин, осетин, мтиульцев и даже евреев. Рассказывают, что однажды царица Тамара, посетив Хевсурию, привезла с собой одного еврея; заболев, он остался здесь, а после женился, и от него произошла целая деревня Бисо... Весьма вероятно, что таким образом среди хевсур поселились также и евреи и смешались с ними, как и с другими грузинами. Предание опять служит подтверждением этого предположения, ибо оно рассказывает, что царица Тамара привезла с собой какого-то знатного еврея, который там же остался3. Утверждается также, что у хевсур имелись предания, связанные с иудаизмом: У части некоторых грузинских горских этнических групп, к примеру, у сванов, хевсуров и тушин до сих пор сохраняются исторические предания, связанные с переходом их предков в иудейскую веру. Более того, в одной из сванских высокогорных деревень до сих пор в качестве реликвии хранится древний свиток Торы4. 2. . До сих пор не установлено, кто мы и откуда, поскольку на земле у нас нет родственных народов. Мы не знаем, куда нас несет наша судьба… Правда говорят, что мы жили на берегах Евфрата и Тигра, но и там нас не любили, не давали жить соседи, они ненавидели нас. Мы не знали, куда нам податься. Вот так мы проводили наши дни в одиночестве – словно спустились с неба. Наш язык отличается от языка других народов, отличается наше мировоззрение, наш характер, у нас есть свои особенности и традиции. Правда, мы были изгнаны из наших земель нашими соседями, они ничего не оставили нам, а аланы (предки нынешних осетин) нас пожалели и приютили, дали нам земли и приласкали, обучили нас своему военному делу, передали свою культуру, свои обычаи, защитили нас от внешних врагов» Доктор исторических наук, профессор Геронти Кикодзе, газета «Сакартвело», 1917 год 3. «Одни из исследователей грузинской истории говорят, что самым первоначальным названием картвелов было "инвери" - так называли их греки. Известно, что ассирийские и вавилонские цари переселили в Закавказье значительные колонии евреев из Палестины. Мусульмане всегда назвали и называют реку евреев Иордан-Гур (Гу-ра Кура), а иберов, т.е. пере-С селенных евреев - гурджи а страну их Гурджистан.» (223. c. 168-169) 4. «Для исследователей истории грузинского народа ситуация осложняется ещё тем обстоятельством, что Кавказ, оказывается, не является первоначальной родиной Грузии и поэтому здесь (в Грузии - К.Ч.) не надо искать источников их культуры.» И.Джавахишвили (187. c.47-48) 4. «С древнейших времен грузины себя называют картвелами, а страну свою Сакартвело. Слово "картвели" происходит от "Карду" - название страны, являющейся первой родиной грузинских племен. В истории эта страна известна под названием Халдей. Из грузинских племен, обитавших в Халдее, Месопотамии и Малой Азии, в ассирийских клинообразных надписях раньше всех упоминаются месхи, каски, или колхи и т.д. Соседом в эту эпоху было Ассирийское Царство. С VI по II вв. д. н. э. шла борьба между турбо-месхи-колхами и ассирийцами. Вследствие этой борьбы грузины и их сородичи в давние времена покинули Малую Азию для переселения на север, в Закавказье, в котором грузинские племена и обосновались.» (БСЭ: В 65 т. / Гл. ред. О. Ю. Шмидт, зам. гл. ред. Ф. Н. Петров, П. М. Керженцев, Ф. А. Ротштейн, П. С. Заславский. Т. 19: Грациадеи - Гурьев. - М.: Сов. энциклопедия, 1930. - 843 с.: ил. С.550 558, автор статьи И. Джавахишвили,

Теги других блогов: евреи Грузия Хевсуры